Вместо водки в России стали пить вино

Продажи водки падают в России уже несколько лет, в первом полугодии этого года доля водки в общих продажах алкогольных напитков в стране впервые упала ниже 40%

В первом полугодии этого года, по данным Росстата, россияне купили в магазинах 51,1 млн дал алкогольных напитков (в абсолютном алкоголе), это на 3,9% меньше, чем год назад. Традиционно самым популярным алкогольным напитком в России все последние десятилетия оставалась водка. Еще в 90-е годы именно на водку приходилось более половины всех алкогольных напитков. В прошлом полугодии доля водки в алкогольной продукции, продаваемой магазинами, составила 39,3% против 40,3% за соответствующий период прошлого года. Продажи водки в стране упали на 6,5%.

Хотя немного снизились и продажи (на 1,9%), его доля в продажах магазинов страны все-таки подросла до 40,9% против 40,1% соответственно. А вот продажи вина выросли. Доля проданного вина (без учета шампанского и игристых вин) за январь–июнь выросла до 6,3% против 5,8% год назад. Его продажи выросли на 4,1%, до 28,7 млн дал. Причем, именно вино — единственная категория алкоголя, в которой продажи росли в первые полгода 2015 года.

Доля шампанского и игристого вина в проданном алкоголе не изменилась и составила 2,4%. Продажи этого вина снизились на 4,2%, до 11 млн дал. Не изменились и продажи коньяка, виски и прочих напитков.

Судя по всему, водку в России стали пить меньше, а вина больше. Причем, потребителей не смущало, что цена на вино в России выросла в среднем более, чем на треть. Ведь вино, в том числе и российское, в основном делается из импортного сырья.

В прошлом году заместитель главы Росстата Константин Лайкам рассказывал, что согласно статистическим данным, пить и курить население стало меньше. Продажи алкогольных напитков, и прежде всего водки, сокращались. При этом, здоровый образ становится более популярным. В 2014 году 29,3% населения систематически занималось спортом, в 2012 году таковых было 20,6%, в 2013 году — 27,5%.

В 2014 году на снижение продаж водки в магазинах указывала и исследовательская компания Nielsen. Она подсчитала, что за последние четыре года российский рынок водки сократился на 27%. Только в первой половине 2014 года падение продаж этого спиртного напитка составило 6%.

По ее данным, покупать водку стали реже в Сибири, несмотря на местные морозы. В Сибирском федеральном округе за последние 4 года продажи напитка упали на 43%. В Центральном регионе снижение произошло на 15%, а в Северо-Западном всего на 10%. Причем, реже всего россияне стали покупать самую дешевую водку, только за прошлый год ее продажи упали на 40%.

Выбор у потребителя на полках магазинов тоже стал хуже. К примеру, в 2010 году он мог выбирать более чем из 230 марок водки, теперь же количество относительно популярных марок водки уменьшилось до 140.

Аналитики отмечали целый ряд факторов, которые приводят к резкому падению продаж спиртного напитка. Во-первых, водка подорожала. Правительство все время поднимало стоимость акциза на алкоголь, а также минимальную стоимость водки на прилавке магазина. В результате, минимальная цена водки сейчас составляет 185 руб. за пол-литра, в то время как четырьмя годами ранее она стоила чуть не вдвое дешевле. 

Следовательно, на этот напиток у значительной части населения стало не хватать денег. Те, кому без водки сложно обходиться, стали чаще покупать более дешевые нелегальные суррогаты, аптечную продукцию, например, настойки боярышника и пр. Тем, не менее общая картина с алкоголизацией населения все равно довольно оптимистична. У молодого поколения водка вообще не в чести, и тренд на здоровый образ жизни дает о себе знать.

Gudok.ru