Народный депутат Николай Княжицкий зарегистрировал в Верховной Раде законопроект, который направлен на запрет деятельности турфирм, поставляющих туристов в оккупированный Крым, и связанных с ними лиц. При этом такой связью предлагается считать любые агентские отношения или общую торговую марку.
Если эти нормы станут законом, то под запрет могут попасть такие украинские туроператоры, как Anex Tour, Pegas Touristik, Coral Travel и Natalie Tours, чьи российские тезки продают путевки в Крым. Это же может коснуться украинских турагентов, реализующих туры компаний-нарушителей.
Автор законопроекта Николай Княжицкий прокомментировал свою инициативу так: "Вы знаете, что многие демократические страны ввели строгие ограничения на любые отношения с АР Крым кроме как через украинские государственные органы. Это привело к тому, что международные и даже крупнейшие российские компании не осуществляют рейсы в Крым, не швартуются в крымских портах, не организовывают поездки на оккупированную территорию, поскольку они сразу подпадают под установленные другими странами ограничения. И довольно странным выглядит, когда такие ограничения относительно украинской оккупированной территории были введены во многих странах мира, но в самой Украине их нет".
Господин Княжицкий убежден, что по сути Украина просто наблюдает, как целый ряд коммерсантов организовал неплохой бизнес, суть которого заключается в массовых, систематических нарушениях ее государственных границ, игнорировании международных договоров и украинских законов. "Но наше государство не принимает никаких мер для прекращения таких действий. Это бесспорно нонсенс. При этом работают такие компании даже не прячась под одними и теми же брендами в Украине и России", — отмечает народный депутат.
Напомним, из топ-10 украинских туроператоров семь работают под теми же самыми названиями и в России. А если учесть закрывшийся News Travel, то получается вообще 7 из 9. При этом российские TEZ Tour, TUI и Mouzenidis Travel туры в Крым не продают. У оставшейся четверки в случае принятия "закона Княжицкого" могут быть проблемы, которые коснутся и более мелких компаний вроде "Кандагара", имеющего офисы в Крыму и в остальной части Украины.
"Давайте спросим себя, а возможно ли такое, скажем, в Израиле? – сказал Николай Княжицкий журналистам – Может работать на Кипре международная туристическая или транспортная компания, которая организует туры или осуществляет перевозки в оккупированный Северный Кипр в обход официальных органов Кипра? Ответ очевиден – эффективные страны не торгуют своим суверенитетом и защищают его всеми возможными демократическими средствами".
По мнению народного депутата Княжицкого, Украина должна быть активной в защите собственных интересов на собственной территории: "Если какая-то компания осуществляет авиа-, авто- или морские перевозки в Крым мимо украинских пропускных пунктов или организует массовые путешествия с незаконным пересечением государственной границы Украины, мы не должны оставлять это безнаказанным". Николай Княжицкий считает, что наконец пришло время последовательно защищать национальные интересы.
Его законопроект 2285а от 3 июля 2015 года предлагает дополнить закон "О туризме" такими нормами, как, например: "Субъектами туристической деятельности не могут быть субъекты хозяйствования, деятельность которых направлена на оказание транспортных или туристических услуг с нарушением установленного законодательством Украины порядка въезда на временно оккупированную территорию и выезда с нее, а также связанные с ними лица".
Согласно законопроекту, таким субъектам хозяйствования не может быть выдана лицензия на туроператорскую деятельность, а договор на туристическое обслуживание, заключенный с подобным предприятием, является ничтожным. "Заключение ничтожного договора, предусмотренного предыдущим абзацем, влечет возврат туристу всего, что он уплатил или должен уплатить по такому договору, в десятикратном объеме", — такую санкцию предлагает ввести Николай Княжицкий.
Он также хочет дополнить закон "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины" такими нормами:
"3. Субъектам хозяйствования, деятельность которых направлена на оказание транспортных или туристических услуг с нарушением установленного законодательством Украины порядка въезда на временно оккупированную территорию и выезда с нее, а также связанным с ними лицам, запрещается заниматься соответствующей деятельностью на территории Украины.
Предусмотренный предыдущим абзацем запрет касается всех юридических лиц или физических лиц-предпринимателей, независимо от того, резидентом какой страны они являются, форм собственности и организационно-правовой формы.
4. К деятельности, направленной на оказание транспортных или туристических услуг с нарушением установленного законодательством Украины порядка въезда на временно оккупированную территорию и выезда из нее, относится, в частности:
а) туроператорская и турагентская и любая другая деятельность, при осуществлении которой организуются, предлагаются, продаются или предоставляются услуги, одной из составляющих которых является въезд граждан на временную оккупированную территорию не через контрольные пункты въезда-выезда;
б) деятельность по предоставлению услуг по перевозке пассажиров, грузов, багажа речным, морским, автомобильным, воздушным транспортом с въездом на временную оккупированную территорию не через контрольные пункты въезда-выезда;
в) любая посредническая деятельность по предложению, предоставлению, заключению сделок или оплаты услуг, указанных в пунктах а) и б) части четвертой этой статьи Закона, в том числе деятельность по продаже авиабилетов агентами авиакомпаний».
Проще говоря, продажа любых авиабилетов с вылетом из Симферополя или прилетом туда тоже станет незаконной, а это может затронуть, например, Tickets.ua, Bravoavia и множество других компаний.
Особый интерес вызывает норма законопроекта, определяющая связь с предприятием-нарушителем. В этой порочной связи могут уличить любое лицо, которое "каким-либо образом принимает участие в организации, продаже (реализации), рекламе и т.д. любых путешествий, поездок, перелетов, перевозок на временно оккупированную территории Украины с въездом иначе, чем через контрольные пункты въезда-выезда".
В частности, для определения таких лиц достаточно хотя бы одного из следующих признаков:
а) лицо является агентом, коммерческим агентом, комиссионером и т.п. любого из лиц, указанных в части четвертой настоящей статьи, независимо от того, как соответствующие агентские отношения оформлены;
б) лицо действует с любым из лиц, указанных в части четвертой настоящей статьи, под общей торговой маркой, то есть в соответствии со статьей 16 Закона Украины "Об охране прав на знаки для товаров и услуг" использует торговую марку (независимо от факта ее регистрации в Украине и наличия лицензионных или иных отношений), под которой осуществляет деятельность непосредственный нарушитель;
в) лицо действует под таким же или схожим до степени смешения коммерческим (фирменным) наименованием, под которым действует любое из лиц, указанных в части четвертой настоящей статьи;
г) лицо приобретает у третьих лиц какие-либо из указанных в части четвертой настоящей статьи услуг с целью их дальнейшей продажи на территории Украины;
е) владельцы существенного участия в лице являются связанными лицами с собственниками существенного участия в предприятии, деятельность которого направлена на предоставление транспортных или туристических услуг с нарушением установленного законодательством Украины порядка въезда на временно оккупированную территорию и выезда из нее.
Как видим, подпункт д) из законопроекта пропал еще до регистрации. Зато Николай Княжицкий не забыл об Уголовном кодексе, статью 332-1 он предлагает поправить так, чтобы наказывать нарушителей своего закона "лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества".
Николай Княжицкий предлагает ввести его в действие через два месяца после публикации. Пока же законопроект находится в профильном комитете на изучении.