Кaк мoжнo сэкoнoмить срeдствa и нaслaдиться путeшeствиeм.
Бюджeтныe путeшeствия приoбрeтaют в Укрaинe всe бoльшую пoпулярнoсть – вeдь xoчeтся и мир пoсмoтрeть, и в дoлги нe влeзть. A с пoлучeниeм бeзвизa пoeздкa в Eврoпу стaлa бoлee дoступнoй. К тoму жe, eсли oтдaть прeдпoчтeниe трaнспoрту, нeтрaдициoннoму для бoльшиx пeрeeздoв – путeшeствиe, к тoму жe, пoлучится oсoбeнным, пeрeдaeт Xрoникa.инфo сo ссылкoй нa Сeгoдня.
Нa дняx киeвлянин Aлeксaндр Бoгaчeнкo-Мишeвский вeрнулся в стoлицу пoслe длительного путешествия. Велоактивист проехал на велосипеде по Европе около 2270 километров, потратив за полтора месяца… всего 400 евро.
— Вообще, идея поехать через часть Европы на велосипеде появилась еще тогда, когда о безвизе даже речь не шла – три или четыре года назад. Тогда хотел поехать в Грецию поздней осенью, но так и не выбрался. А когда безвиз уже стал реальным, год назад я создал страницу в Facebook «Безвизовое велопутешествие». И начал собираться, – рассказывает Саша. – Я планировал сначала, что поеду в Португалию – из Киева в Лиссабон, или из Львова, или Ужгорода. Потом подумал: это четыре тысячи километров, все рассказывают, что там очень жарко в это время, в Испании и Португалии +40 градусов. И решил: прежде всего, для первого большого велопутешествия надо что-то меньшее выбрать. Тогда я остановился на Амстердаме, городе велосипедистов, о котором я много слышал.
— Как происходило пересечение границы?
— По моему опыту и многих моих знакомых, которые были в Европе, ни у кого почти ничего не требовали, вопрос простые – куда едете, сколько у вас денег, на сколько дней. У меня тоже это спрашивали, и не везу ли алкоголь и сигареты. Я сказал честно: собираюсь быть в Словакии семь дней. Я не сказал, что поеду дальше, потому что, вероятно, возникли бы вопросы к деньгам. А так без проблем.
За день путешественник проезжал на велосипеде до 120 километров, а следующий пункт назначения выбирал, ориентируясь на месте. «У меня был только приблизительный маршрут, я никогда не придумываю ничего заранее. Мне так комфортнее – я еду как-то так, или как-то иначе. Затем уже по факту решаю. Импровизация в пределах общего направления», – рассказывает Александр.
Маршрут путешествия: Ужгород – Кошице – Попрад – Жилина – Острава – Оломоуц – Брно – Прага – Карловы Вары – Байройт – Бамберг – Франкфурт-на-Майне – Бонн – Льеж – Маастрихт – Эйндховен – Роттердам – Гаага – Харлем – Амстердам
В прошлом у путешественника был опыт странствий автостопом. Такие поездки тоже приятны для бюджета, но велосипед дает больше независимости, говорит Саша.
— Когда ты автостопщик – ты все-таки зависишь от того, кто тебе попадется, куда тебя довезут. А здесь ты «самоходный» и сам все определяешь: куда хочешь – туда едешь. Ну и скорость передвижения: на велосипеде едешь медленнее и больше обращаешь внимание на мелкие детали.
Велосипеды в Европе: отдельные дороги и протесты
В Европе для путешествия на велосипеде есть все необходимое: специальные дороги для двухколесников и необычная для украинских велосипедистов вежливость со стороны водителей автомобилей.
— Там можно абсолютно безопасно путешествовать на велосипеде везде. Например, в таких странах, как Нидерланды, где одна из лучших велоинфраструктур, вдоль любой трассы ты можешь проехать по отдельной дороге – между городами демонтируют старые железнодорожные пути, которые не используются, и на их месте создают велодороги. Много таких в Германии и Нидерландах, в Чехии тоже есть. У больших дорог веломагистраль отделена отбойниками. Правда, по ней имеют право передвигаться и маленькие мопеды. Иногда они тебя обгоняют, но ни одной опасной ситуации не было.
Большую часть дороги можно проехать по велодорожкам, если не считать Словакию и немного Чехии. Но чем ближе к Праге – уже все проложено. Но я не всегда ими пользовался, потому что иногда это далеко не самый короткий путь. Зато он приятный, всегда отделен от автомобилей.
— Как в Европе складываются отношения между автомобилистами и велосипедистами?
— Ситуация кардинально отличается от Украины. Если дорога узкая – ты слышишь, что за тобой машина едет, притормаживает, едет неспешно к месту, где поворот или дорога расширяется, тогда только объезжает с большой дистанцией. Большинство водителей так делают. Западные европейцы жаловались на словацких водителей, но даже от них я не замечал невежливого отношения. Ни разу меня не подрезали, а сигналили только один раз, я даже удивился, потому что от этого за время путешествия отвык, это была нестандартная ситуация. В Нидерландах вообще с ними не пересекаешься, в Чехии иногда приходится ехать по автомобильной дороге, но понятно, что там все едут медленно, никто тебя не обгоняет и не подрезает.
Между тем, европейские велосипедисты довольны не всем и периодически устраивают протесты.
— В Германии я участвовал в «критической массе» – это такое движение, которое существует во всем мире, когда велосипедисты собираются и ездят большой группой, держат всю дорогу и никого не пропускают. Их девиз – мы не блокируем трафик, мы и есть трафик. Мы такие же участники дорожного движения и с нами надо считаться.
— И много народу собирается на такие акции?
— В Бонне было около 300 человек. Оказалось, что они недовольны тем, что в некоторых местах нет велодорожек, они считают это опасным. По сравнению с Киевом, где их всего несколько… Кстати, во Львове я удивился, что когда приехал на автостанцию за городом, там оказалась велодорожка, которая вела почти в центр. Львов по этому показателю уже обгоняет Киев.
— Правила дорожного движения велосипедисты соблюдают?
— В Европе многие нарушают. Велосипедисты – самые привилегированные в этом плане люди. В Германии и Нидерландах я заметил, что нарушают как только можно – на красный свет проезжают, вылезают на соседнюю полосу, по тротуарам ездят там, где это запрещено, ездят по дорогам, где одностороннее движение, в противоположном направлении. Полиция на это, в основном, не обращает внимания. В Нидерландах немного строже, говорили, что могут оштрафовать за отсутствие фар и маячков на 50 евро. К велосипедистам на дорогах – наименьшие требования. Возможно, это сознательная стратегия города, чтобы ограничить присутствие автомобилей.
Особенности путешествия: деньги и архитектура – не главное
— Какая из стран была наиболее комфортной во время путешествия?
— Нидерланды, Германия и Чехия. Немного неудобной была Бельгия, на контрасте между Германией и Нидерландами – и там, и там, велоструктура хорошая, а в Бельгии она хуже, и дороги, как в Украине – с ямами. Нет такого порядка, мусора больше. Неприятные моменты больше связаны с моими собственными упущениями, когда заранее не нашел место ночевки. У меня далеко не везде были «вписки», их не было иногда по несколько дней, у меня все разряжалось, и это было не комфортно.
— Где оставался дольше всего?
— В Праге, был там два дня. Я планировал один полный, но на следующий день был ливень, поэтому еще остался, как раз сходил в музей канализации, это стоило около 12 евро. Очень крутое место, бывшие очистные сооружения, плаваешь на пароме по бывшему канализационному каналу. В Бонне полный день, во Франкфурте тоже. Еще день сидел в палатке у озера в Словакии, общался с местными.
— Какой из городов больше всего запомнился?
— Все абсолютно разные. Я и люблю города, и одновременно не люблю. Больше люблю быть на природе. Но когда попадаю в город, я стараюсь найти что-то такое, что запомнилось бы. Есть много одинакового – центральные площади, костел красивый, ратуша, магистраты. Но в целом, можно увидеть что-то уникальное. Иногда это удается – во Франкфурте, Праге, Гааге.
Между тем, по мнению Александра, главное в таких путешествиях – атмосфера стран, а не архитектурные прелести.
— Не стоит тратить много времени на туристические места. Чем дольше ты путешествуешь, особенно если это за один раз, ощущения и впечатления сбиваются в голове, особенно если это «стандартные» – «вау, какой красивый собор», «вау, какой красивый дом», к концу этого «вау-эффекта» больше нет, ты на них не обращаешь внимания. Через год ты не вспомнишь, чем собор в городе Хеб в Чехии отличался от собора во Франкфурте в Германии. И что там внутри было. Поэтому стоит «гоняться» за более изысканными впечатлениями, обращать внимание на определенные моменты. Например, как какой-то дедушка вышел на берег канала в Амстердаме и начал что-то напевать. И искать яркие впечатления – посмотреть на город с высоты, пообедать на интересной обзорной точке. Например, поразила в Амстердаме современная архитектура, там все новейшее.
Бюджет в путешествии: как сэкономить на еде и ночевках
— Сколько денег потратил во время путешествия?
— 400 евро за полтора месяца. Это за все – и возвращение обратно на автобусе, и ремонт велосипеда, которой обошелся мне в 60 евро, и еда. За деньги трижды ночевал в кемпингах и один раз в хостеле (за все – около 37 евро), когда надо было зарядить все – power-банки, телефон, фотоаппарат. Платных ночевок было только четыре, остальные бесплатные. Еду в супермаркетах покупал, ел сыр и колбасу, бутерброды, супы быстрого приготовления.
Расходы за границей не сильно отличаются от домашних, говорит Саша.
— Если страна дороже – ты ориентируешься на это, говоришь себе «ой, как дорого!» И включаешь режим экономии. Если страна не очень дорогая – режим экономии «выключается». В результате приходишь к цифре, которая более или менее похожа на ту, что в Украине. Когда-то у меня было 10 долларов в сутки, сейчас получается немного меньше. Больше всего денег, как ни странно, уходило в Чехии, хотя это и не самая дорогая страна. 20 крон – это почти 25 гривен, но думаешь: это один к одному. Поэтому, меньше экономишь на еде, покрышку еще менял. Более 100 евро я там потратил. Затем в Германии посмотрел, что деньги слишком быстро уходят, и я существенно уменьшил расходы. Получилось так, что там была возможность жить у людей, если ты у кого-то живешь, то ужином и завтраком, как правило, кормят.
— Не боялись «вписывать» незнакомца?
— Когда я писал запросы о путешествии велосипедиста из Украины, я думаю, что некоторые люди, одинокие девушки, например, отвечали – у нас другие планы, извини, мы не можем. Возможно, опасались. Но были люди, которые положительно реагировали – ок, можешь приезжать. Познакомился с дедушкой из Нидерландов, ему 72 года, они с женой трижды были в Украине, на велосипеде здесь ездили. Были в Рахове, Киеве, Харькове, Одессе. В Иркутск доезжали на велосипеде! Я спрашивал, были ли проблемы, говорят – нет, никаких. Очень много видел открытых людей, такой фигни в головах, как у многих в Украине, в Европе просто нет. Вообще, ощущение, что люди там счастливее.
— Кроме «вписок», где в Европе можно бесплатно переночевать?
— В Германии и Нидерландах запрещено ставить палатки везде, кроме тех мест, где это разрешено. В Нидерландах это – официальный кемпинг, есть пару десятков специальных точек, где стоит значок, что можно ставить палатку. Если его нет – значит, запрещено. В Германии можно только в официальных кемпингах. Вообще, в Европе нет полицейских порядков, никто за тобой следить не будет, если ты ничего противозаконного не делаешь – никто полицию не вызывает. Если ты хочешь переночевать – можно где угодно, если это не частная территория, где владелец за тобой следит. Находишь лес, готовишь себе поесть, ждешь, когда становится темно, ставишь палатку и ложишься спать. Утром на рассвете встаешь, собираешь вещи, готовишь завтрак. Просто так ночевать не запрещено. Тихо пришел, тихо ушел. Многие из европейцев-туристов тоже так делают.
Лучше всего ночевать за пределами города, там меньше шума. В самом городе можно ночевать где-то в парке, под навесом, но не с палаткой, потому что с ней тебя, скорее всего, выгонят. Надо учитывать, что в больших городах тебя могут обокрасть. А в маленьком городке никакого криминала не будет. В Нидерландах один раз ночевал под мостом через канал. Все было безопасно.
Путешествие на полтора месяца: что брать с собой
В длительных путешествиях на велосипеде деньги – не главное, говорит Саша. А вот средствами для зарядки гаджетов стоит запастись.
— Можно путешествовать с большим бюджетом, меньшим или без денег. С большим бюджетом поездка становится более комфортной, у каждого свои потребности. Обязательно нужно взять с собой переходники для зарядок, желательно иметь отдельный туристический gps, как прибор для походов. Они работают на стандартных пальчиковых батарейках. Их ты можешь купить в любом магазине, или взять с собой аккумуляторы. Заряжался на «вписке», у меня было два power-банка, за ночь они заряжались полностью. Если не было «вписок», когда я ночевал в платных кепмингах – там можно тоже зарядиться. Иногда они за это берут дополнительные деньги.
Также нет смысла везти с собой много запчастей для велосипеда, в Европе они стоят не намного дороже, чем в Украине. Так, на ремонт велосипеда Александр потратил около 60 евро, заменив заднее колесо и покрышку.
— Стоит брать только самое необходимое – цепь, вкладки для камер, смазку, насос, инструменты, пару спиц. Элементарные какие-то вещи стоит научиться делать самому – отрегулировать тормоза, заклеить покрышку, например. Это приходится во время поездок делать часто. Желательно провести полный техосмотр велосипеда. И предупредить в мастерской, что ты хочешь проехать несколько тысяч километров – они посоветуют, что взять.
«Лучшая компания – ты сам»
— Не страшно самому путешествовать?
— Страшнее выйти с кем-то из друзей или с девушкой вечером, по спальному району пройтись в Киеве. Я не знаю, чего можно бояться, путешествуя по Европе. Чем больше люди довольны жизнью, тем уровень агрессии меньше – я не видел там агрессивных или несчастных людей. Хотя, я обратил внимание: на дорогах они не сигналят друг другу, но как-то один парень «бибикал», стоя в пробке за девушкой. Я прислушался – в его машине звучала русская музыка. Видел воров на вокзале в Амстердаме, тоже русскоязычных, которые обсуждали, как воровать в Нидерландах и кто из них где сидел. Но я не знаю, можно ли было от них чего-то плохого ожидать, потому что везде люди, не та ситуация, может, если бы встретил их в темной подворотне… В большом городе можно встретить криминал, это надо учитывать всегда, когда ты по темной улице идешь, где никого нет.
На природе дикие звери больше боятся людей, чем люди их. Еду надо на ночь прятать подальше, потому что мыши или еще какие-то животные могут ее съесть. Мыши мне банку с кофе пытались прогрызть, шуршали рядом с палаткой, когда я спал в лесу. А катаклизмов или пиратов бояться смешно.
— Как все же интереснее путешествовать – самому или с компанией?
— Это зависит от компании. С незнакомыми людьми могут возникнуть конфликтные ситуации, возможно, вы друг от друга чего-то не ожидаете. Если есть пара – конечно, будет комфортно путешествовать с девушкой или парнем. Но не факт, что после этого ваши отношения сохранятся. Таких историй, понятно, много.
— Путешествие – это все же серьезный «тест-драйв» для отношений…
— Ну да. Бывают ситуации, когда не совсем комфортно, надо что-то решать. Можно путешествовать с друзьями, или даже со случайными попутчиками, но когда путешествуешь долго – лучше это делать самому, или с проверенными людьми. Ну и чтобы вырваться в путешествие на несколько месяцев, нужно, чтобы у человека не было работы, потому что это слишком длинный отпуск. То есть, в таком формате наиболее реалистично – самому, не надо этого бояться.
— Уже планируешь следующее большое европейское путешествие?
— Я решил: в этом году я поеду в Амстердам, и если все будет в порядке, то в следующем году – на автобусе или самолете с велосипедом в Амстердам, а оттуда – в Лиссабон. Если все будет хорошо, то в следующем году я продолжу маршрут безвизовой поездки.
Жизнь для меня – это путешествие, я не чувствую почти никакого удовольствия от того, что я делал в Киеве, сидя в офисе. Пожалуй, стоит пересмотреть свою деятельность для заработков, потому что путешествия – это то, что мне нравится. Не надо заставлять себя сидеть в офисе, потому что через полгода я все равно уволюсь, мне все надоест.
Советы: как перевозить велосипед в самолетах, поездах и автобусах
У разных компаний есть собственные правила. Когда покупаешь билет, надо сначала прочитать багажную политику, связаться с call-центром и все уточнить. Обычно, если это не лоукост, твое багажное место ограничено только килограммами. Ты упаковываешь велосипед в коробку так, чтобы ничего не поломалось и не разбилось. Если это лоукост – скорее всего, придется доплатить за транспортировку «спортивного снаряжения».
Так же и с автобусами, некоторые имеют сзади крепления для велосипеда – я таким ехал из Нидерландов в Прагу. Но я велосипед упаковал полностью и сдал в багаж, так как в Праге у меня должна была быть пересадка. Если нет крепления для велосипеда, можно его полностью разобрать и сдать в багаж. Иногда нужно обращаться к перевозчику и регистрировать его.
Читайте также: Прикольные строительные фейлы и ошибки архитекторов
В поездах иногда есть специальные вагоны, в которых велосипед можно перевозить. Можно найти вариант перевозки велосипеда всегда. Но не у всех перевозчиков.