Поехали в Харьков. За оптимизмомРеклама

Александр Фельдман, народный депутат Украины и основатель одноименного благотворительного фонда, убежден, что Харьков и Слобожанщина имеют прекрасные возможности для развития внутреннего и международного туризма

 

— Александр Борисович, ваш благотворительный фонд недавно запустил туристический проект Перлини Харківщини и вы неоднократно заявляли об особенном туристическом потенциале региона. Но откуда у восточноукраинской да еще приграничной области туристический потенциал? Как не без преувеличения выразился один из харьковских политических экспертов, у нас же сплошь «трубы дымят и заводы гудят»…

— Это распространенное заблуждение даже среди образованных экспертов, что ехать за городскими впечатлениями следует только в украинский Пьемонт — Львов, за горной романтикой — в Карпаты, за средневековыми замками — в Ужгород и Каменец-Подольский, а за веселыми приключениями — на Дерибасовскую в Одессу.

Люди, живущие в Харькове и области, зачастую не знают, сколько всего интересного и познавательного можно найти у нас. Вот вы задали вопрос, и у меня срезу появилась мысль: а ведь точно! Применительно к Харькову ключевое слово в его туристическом бренде — познавательный.

Гуляем и удивляемся

— Познавательный туризм. Это что-то новенькое. И в чем же его особенность?

— Находятся те, кто видит в индустриальном статусе Харькова минус, а я вижу — плюс. Если не ошибаюсь, Гете в Фаусте восклицал: «А Лейпциг – маленький Париж, на здешних всех налет особый. Из тысячи нас отличишь». С Парижем Харьков я сравнивать не буду, а вот с Лейпцигом как университетским городом, который веками накладывает на его жителей особый культурно-интеллектуальный отпечаток, пожалуй, да. И в этом, если можно так выразиться, фишка Харькова. 

Тем, что у нас есть метрополитен, огромное научное и культурное наследие, даже тем, что Харьков – город-миллионник, мы на самом деле обязаны именно университетскому и промышленному статусу Харькова. Между прочим, сегодня в Украине осталось только два города-миллионника. К сожалению, Донецк утратил этот статус еще в 2005 году, а Днепр – в 2012-м.
По моему мнению, история Харькова за последние 100 лет, если, конечно, ее знать, — это повод для общественного оптимизма, которого нам всем сегодня так не хватает.

Многие прорывные, созидательные технологии и изобретения: в космосе, в создании новейших материалов, автоматических систем управления и проектирования, самолетов, радио и электронных устройств, даже в градостроительстве — впервые появились в Харькове. Город очень многое терял под ударами войн и кризисов, но вновь возрождался и становился еще краше. Здесь умели мечтать и воплощать свои мечты в жизнь, и виден результат.

Как любил говорить выдающийся украинец Богдан Гаврилишин, недавно ушедший от нас: «Все, что я делал в жизни, я начинал с мечты». А какого рода мечты буквально навязываются обществу сейчас? Вчера купил розовые кроссовки, сегодня куплю канареечного цвета, вчера съел суши, сегодня буду лазанью, вчера съездил в Турцию, сегодня поеду в Египет?

И общество этому непроизвольно сопротивляется. Посмотрите, сколько в социальных сетях объявлений о лекциях. На любые темы: исторические, культурные, научные. И, хотя есть и интернет, и кино, и книги, эти лекции собирают полные залы.

Люди устали от пустых развлечений и, коль скоро возникает потребность в узнавании и открытии Украины, то, безусловно, Харьков способен стать центром культурно-интеллектуального туризма.

— Надо полагать, определение культурно-интеллектуальный туризм появилось не спонтанно. Докажите, что оно имеет право быть…

— Я уже говорил, что Харьков – это второй по величине город в Украине. И меня возмущает, когда кто-то сравнивает его с отсталой индустриальной провинцией.

Начнем с архитектуры и городских прогулок. Я знаю, что неравнодушные харьковчане, в основном молодежь, собираются группами в социальных сетях, встречаются и совершают уникальные прогулки по улицам города, знакомясь с его архитектурой, узнавая много интересных фактов об его истории, великих людях, которые здесь жили. То есть интересные туристические маршруты уже формируются, хотя и произвольно – инициативой снизу.

На странице Международного благотворительного фонда Фонд Александра Фельдмана в Фейсбуке мы начали информационный проект Перлини Харківщини. В жанре сетевого общения размещаем небольшие посты о тех или иных достопримечательностях: о Национальном заповеднике в Сковородиновке, о Зеркальной струе, о памятнике Тарасу Шевченко. И эти посты собирают множество «лайков». Признаюсь, некоторые факты не только для пользователей интернета, даже для меня стали открытием.

Так, значительная часть Сумской улицы являет собой шедевры архитектуры в стиле модерн. А знаете ли вы, что ее «жемчужина» – Дом страхового общества Саламандра, построенный в начале ХХ века и обеспеченный на то время самыми прогрессивными видами инженерного оборудования: лифтами, мусоропроводами, внутренними водостоками с крыш. Здесь архитектурная самобытность встречается с достижениями технической мысли того времени.
Харьков обладает едва ли не самой большой площадью в Европе, на которой красуется знаменитое на весь мир здание Госпрома, построенное в стиле конструктивизма и занесенное в книгу памятников мировой архитектуры ЮНЕСКО.

Даже такой, казалось бы, сугубо индустриальный и советский по своему происхождению жилой район, как ХТЗ, для наших современников представляет архитектурную и социокультурную ценность. В свое время он задумывался как проект соцгорода Новый Харьков с удивляющей нынешние поколения индивидуалистов инфраструктурой для коллективного пользования и своеобразной планировкой.

Кстати, не вижу ничего крамольного в том, чтобы Парк скульптуры тоталитарного периода расположить на ХТЗ. Была же такая идея. И не думаю, что она противоречит декоммунизации. Насколько я знаю, ничего подобного, организованного системно и со вкусом, пока нет нигде на постсоветском пространстве, и это привлекало бы туристов из-за рубежа.

— А сколько открытий чудных таят фонды заводских музеев и НИИ, закрытые для туристов и широкой публики?

— Это тема для отдельного разговора со специалистами. Думаю, эти фонды – наше бесценное достояние, свидетельство индустриальной революции, достижений харьковчан мирового уровня. Не нужно хранить это все под замком, необходимо придать заводским музеям новый импульс, открыть, пусть люди приходят, знакомятся, восхищаются.
И раз мы называем Харьков интеллектуальной столицей Украины, благодаря его вузам и известным в Европе научным коллективам, то, пожалуйста, ЛандауЦентр — это интеллектуальные развлечения для всей семьи. При создании этой площадки Каразинский университет опирался на лучший мировой опыт: музей науки Эксплораториум (Сан-Франциско, США); Центр науки Коперник (Варшава, Польша); Центр науки и технологий НЕМО (Амстердам, Голландия).
Не стану скромничать, Фельдман Экопарк, который является проектом моего благотворительного фонда, уже сейчас открыт безвозмездно для туристов, семейного отдыха, спортивных развлечений и оздоровления людей с особыми потребностями. Мы делаем все, чтобы эта территория стала заповедной, сохраняя уникальную экосистему украинской лесостепи, стала слобожанской Асканией-Новой.

 

 

Заглянем в подворотню к Гамлету

— А что в Харькове есть такого, что привлечет любителей чистого искусства?

— Харьков – обладатель превосходных музейных коллекций. В нашем Художественном музее можно увидеть уникальную коллекцию гравюр Альбрехта Дюрера, которую более 200 лет тому назад в Петербурге приобрел В. Н. Каразин.

Под Харьковом, в Чугуеве — небольшой, но очень уютный Мемориальный музей Ильи Репина – дом с садом, где выдающийся живописец в молодости жил с семьей. Когда я впервые попал туда еще школьником, я словно оказался в XIX веке, в атмосфере военных поселений. Фонды музея включают в себя, кроме подлинных работ Ильи Репина, произведения известных художников репинского окружения, которые можно увидеть только здесь.

А слышали ли вы о единственной в Украине сельской картинной галерее в Пархомовке с уникальной коллекцией картин, некоторые – с автографами выдающихся художников?

Кстати, я давно мечтаю, чтобы в Харькове появился Музей частных коллекций. Большинство украинцев были несказанно удивлены, сколько художественных ценностей заявлено в е-декларациях наших чиновников. Будучи страстным поклонником и коллекционером предметов искусства и старины, я всегда придерживался мнения, что любая коллекция, которая находится взаперти по особнякам или сейфам, не стоит ровным счетом ничего, она должна служить отечественной культуре и людям.

— А каким вам видится культурно-туристический тренд для Харькова?

— Убежден, что основным культурным направлением может стать авангардное искусство — как художественное, так и театральное. Потому что Харьков – это город студентов и ученых, город людей, которых во все времена привлекала новизна творческого мышления. Не удивительно, что здесь сформировалась традиция художественного авангарда. Василий Ермилов, Виктор Гонторов, Вагрич Бахчанян – эти и множество других творческих людей превратили Харьков в центр современного искусства и мышления. Многих уже нет, кто-то уехал, но их необычное видение мира дало почву для рождения новых поколений интересных мастеров: художников, скульпторов, дизайнеров, которые продолжают творить в Харькове. Это и Олег Лазаренко, и Роман Минин.
Как-то прошелся пешком по Пушкинской. Заглянул в подворотню и остановился от неожиданности. И даже поднялось настроение от лаконичного и в то же время очень ироничного стрит-арта Гамлета Зиньковского. Не видел я ничего подобного в других городах, где стрит-арт существует уже давно.

Харьков литературный – это история украинского национально-культурного возрождения 30-х годов минувшего века. Посещение Литературного музея можно сочетать с экскурсией по улицам, прилегающим к Госпрому, к знаменитому дому Слово, который помнит М. Хвылевого, И. Багряного, П. Тычину.

Харьков театральный – это замечательная плеяда творческих коллективов. Я слушал оперу в Вене и Лондоне, видел балет в Нью-Йорке. Наши оперные солисты и танцовщики не уступают лучшим европейским и мировым исполнителям.

Подумалось, хорошо было бы в Харькове проводить международные фестивали авангардного искусства, которые бы объединили творческих людей, работающих в разных жанрах и направлениях, деятелей изобразительного искусства, литературы и театра.

Харьков знают за пределами Украины, и город способен объединить современных мастеров нашей страны и других государств на таких масштабных мероприятиях, о которых бы заговорили далеко за пределами города и страны.

Город, в котором есть все

— Харьков — культурный центр или интеллектуальная столица Украины? Что-то я запуталась…

— Это многогранный город, в котором есть и индустрия, и наука, и образование, и бизнес, и архитектура, и культура, и искусство, и достойная инфраструктура со сферой обслуживания.

— Казалось бы – все есть. Ан, нет! Чего-то не хватает. Александр Борисович, вы же — прагматик…

— Согласен, дабы раскрыть туристический потенциал Харькова, необходимы прагматические подходы. Необходимы капиталовложения, которые не под силу энтузиастам-одиночкам. Масштабные инвестиции невозможны без мощно организованной информационной кампании по раскручиванию имиджа города именно как туристического центра с уникальной социокультурной миссией.

Более того, масштабные фестивальные и выставочные проекты способны привлекать в город инвестиции, в том числе и в экономику. И не опосредованно через сферу обслуживания, но и напрямую в индустрии. Например, Харьков – родина лучшего танка времен Второй мировой войны Т-34. Танковый завод и танковое КБ по машиностроению имени А. А. Морозова известны на весь мир. Почему бы в Харькове не организовать выставки танковой техники и всего, что ей сопутствует. Допустим, международное танковое биеннале или триеннале проводить раз в два-три года. Скажете, да это же сложно! Тут и помощь дипломатов понадобится. Но не невозможно же! Никто даже не пробовал.

К сожалению, брендом Харькова как мирового города практически никто занимается. Надеюсь, что власти и города, и области понимают, насколько это важно. Очень не хватает их поддержки и активности в этом направлении.

Автор: Елена Зеленина