Есть ли шанс побороть скидки в туризме?

14 мая открытое письмо инициативной группы турагентов с предложением ограничить размер розничных скидок на турпакеты на уровне 5% обсуждалось экспертами туроператорских и турагентских компаний в онлайн-эфире на одном из профессиональных порталов. Обе стороны согласились с тем, что идея прекрасна, однако добиться ее реализации в обозримом будущем невозможно.

 

По мнению коммерческого директора TEZ Tour Ukraine Аркадия Маслова, эффект может быть лишь в том случае, если скидки туристам ограничат все участники рынка, что нереально. Гендиректор "Поехали с нами" Олег Кулик считает идеальной ситуацию, в которой предложенную идею поддержали хотя бы десять ведущих туроператоров и крупные агентские сети. Но даже при такой поддержке эти договоренности, скорее всего, так и останутся лишь договоренностями, поскольку механизм контроля над их соблюдением отсутствует. Теоретически туроператоры, конечно, могут отключать от своих систем бронирования те или иные агентства, уличенные в предоставлении завышенных скидок.

 

Примеры тому есть: с 2012 года TEZ TOUR приостанавливал сотрудничество и выставлял штрафы агентам, предоставлявшим скидки на его турпродукт. Но постоянно мониторить всю розничную сеть сложно технически. Кроме того, у туроператоров всегда сохраняется соблазн закрыть глаза на скидки, которые раздают их партнеры, в случае, если те обеспечивают хороший объем продаж.

 

"Отключенный" за большие скидки турагент всегда сможет переметнуться к другому туроператору. И даже если предположить, что тот вдруг не станет с ним подписывать договор, остается возможность работать иначе — например, через консолидатора. Ссылки на какие-то межфирменные соглашения, ограничивающие скидки, с юридической точки зрения сомнительны, так как они могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства. Кстати, в России попытка туроператоров подписать аналогичное соглашение об ограничении скидок окончилась ничем именно по этой причине. Более того, есть прецеденты, когда турагенты в судебном порядке оспаривали даже единичные случаи расторжения договоров по инициативе туроператора.

 

Попытаться бороться с демпингом в собственных рядах могут сами агенты, например, путем создания саморегулируемых организаций, участники которых соблюдают единые стандарты работы. Однако на Украине до сих пор не принят закон о СРО в турбизнесе, поэтому ожидать от каких-либо ассоциаций изменений на рынке рано.

 

Тем не менее первый шаг к ограничению демпинга сделан. "Следующую встречу в расширенном формате планируем провести в конце мая", — заключила директор турагентства Pan Terra и один из инициаторов открытого письма туроператорам Валентина Искра.

 

 

© Новости всего мира