Вас беспокоит, что украинский безвизовый режим под угрозой из-за войны на Донбассе? Но Европа столкнулась со значительно большей проблемой: в ЕС настал крупнейший со времен Второй мировой войны миграционный кризис, и ситуация выходит из-под контроля местных властей.
Конечно, Украину кризис пока не затрагивает, и президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер недавно заявил: "Нет никакой связи между вопросом отмены виз для украинцев и дебатами о миграционном кризисе" и "Украина в плане миграции не является проблемой ни для одной европейской страны". Однако если ЕС в ближайшее время не найдет выхода, вероятнее всего, будет подорван один из ключевых столпов нынешней Европы — свобода передвижения.
Почему же Евросоюз с его огромными ресурсами оказался не в состоянии решить эту проблему? Ответ искала "Европейская правда".
На "прифронтовых" линиях
По данным пограничного агентства Евросоюза Frontex, с начала года на границах ЕС выявлены рекордные 340 тыс. мигрантов, и основная их масса прибывает в три из 28 стран ЕС. Это Италия, к границам которой ежедневно прибывает до 1 тыс. мигрантов из Северной Африки, а также Греция и Венгрия, ежедневно вынужденные принимать по 2-3 тыс. беженцев, преимущественно из Сирии и Афганистана. Инфраструктура не готова к такому количеству беженцев. Поток мигрантов растет, ситуация на приграничных территориях "прифронтовых" стран может превратиться в хаос.
Солидарность на бумаге
Международное право оказалось не готово к нынешнему кризису. Вопросы предоставления убежища в ЕС регулируются Дублинской конвенцией (1997 год) и дополнениями к ней (2003 и 2008 гг.). Согласно документу, ключевая ответственность за рассмотрение заявлений на предоставление убежища возложена на "страны первого въезда" беженцев. Но если 20 лет назад такая система распределения была оправданной, то в нынешних условиях она оказалась абсолютно неадекватной.
Еврокомиссия предложила распределить беженцев по странам ЕС в соответствии с квотами, рассчитанным на основе их ВВП, уровня безработицы, численности населения и уже принятых беженцев.
Но когда речь заходит о таком деликатном вопросе, солидарность ЕС становится весьма призрачной. Предложение Еврокомиссии сразу отклонили около половины стран ЕС, в частности Франция, Венгрия, Словакия, страны Балтии, Польша и Чехия.
В конце концов, после нескольких месяцев консультаций, страны ЕС все-таки добровольно распределили между собой 32 тыс. беженцев. Но усилия, на которые в ЕС потратили несколько месяцев переговоров, кажутся смешными, если вспомнить о нынешнем масштабе проблемы: только Германия ожидает до конца 2015 года 800 тыс. просителей убежища.
Шенгенское соглашение: начало конца?
Семь западноевропейских стран ЕС живут без внутренних границ с 1995 года. Сейчас Шенгенское соглашение охватывает 25 стран, граждане которых давно забыли о существовании паспортного контроля на границе.
Но в нынешних условиях существование Шенгенского пространства лишь усугубляет кризис. Ведь беженцы могут свободно перемещаться и оседать в более щедрых на социальные выплаты Германии, Швеции или Австрии.
Неудивительно, что глава МВД Германии Томас де Мезьер первым заявил об угрозе для Шенгенского соглашения, если страны ЕС не договорятся о распределении мигрантов. Несколько осторожнее такое мнение выразили представители правительств Франции, Австрии, Италии, Финляндии, Бельгии и Чехии.
Конечно, о полном пересмотре соглашения речь пока не идет. В Брюсселе уже заявили, что право на свободу передвижения является неприкосновенным. Да и страны Восточной Европы, которые еще не почувствовали на себе удара от рекордной волны беженцев, будут защищать Шенгенское соглашение.
К тому же даже в нынешнем виде Шенген позволяет странам проводить выборочный контроль на границе и даже восстанавливать тотальный пограничный контроль — на срок до 30 дней, по соображениям национальной безопасности.
Но поскольку за 30 дней кризис не решить, внесение изменений в Шенгенское соглашение вполне реально.
А это значит, что украинец, который получил туристическую визу в польском консульстве, вполне может столкнуться с паспортным контролем на границе с Германией. Где его могут не только остановить, но и аннулировать визу — такие случаи известны.
И при этом неважно, кто был причиной кризиса, — его последствия затронут всех.