Как работодатели контролируют своих сотрудников в соцсетях

Согласно последним опросам 51% работодателей в России регламентируют поведение своих сотрудников в соцсетях. Чаще всего они просто запрещают пользоваться ВКонтакте и Фейсбуком на работе, но есть и те, кто заботится о морально-этическом облике своих сотрудников в сетях

Исследовательский центр портала Superjob провел опрос на тему, как работодатели относятся к соцсетям. Оказалось, что гласные и негласные правила, регламентирующие поведение сотрудников в сетях, действуют в половине российских компаний.

Большинству работодателей не нравиться то, что их сотрудники заняты просмотром публикаций в соцсетях в рабочее время. 29% компаний почему-то полагают, что если лентяю запретить выходить в соцсети, он вдруг начнет работать, и блокируют доступ в соцсети со служебных компьютеров. Как показывают опросы самих сотрудников, мера эта неэффективна, потому что в ВКонтакте и прочие сети можно выйти с телефона, а также воспользоваться анонимайзером. "С этим явлением бесполезно бороться", — говорят они.

Каждая четвертая компания требует от своих сотрудников соблюдать в интернете коммерческую тайну. При устройстве на работу они заранее просят не разглашать в соцсетях конфиденциальную информацию.

А вот 18% работодателей, как оказалось, беспокоятся о морально-этическом облике персонала в соцсетях. В таких компаниях принято следить за тем, что сотрудники пишут на своих страничках и какие фото публикуют. Нецензурные выражения и откровенные фотографии явно не приветствуются. Любопытно, что лишь 16% компаний запрещают сотрудникам размещать негативные комментарии о компании, информацию, порочащую организацию, коллег, руководство и клиентов. А размещать любую информацию о работодателе запрещают 5% компаний. Еще 3% работодателей по каким-то причинам против публикации фото сотрудников в спецодежде или с рабочего места.

Никак не контролируют поведение сотрудников в соцсетях всего 39% российских работодателей.

В основном озабочен увлечением соцсеями и обликом в них своих сотрудников крупный бизнес. 49% компаний с общей численностью персонала свыше 5 тыс. человек блокирует доступ сотрудников в соцсети, 32% из них устанавливают запреты на разглашение информации, имеющей отношение к коммерческой и государственной тайне. 

Небольшие компании, как правило, не беспокоятся на этот счет: вероятно, в маленьком коллективе работодатель и так знает, кто чего стоит и чем занят. Малый бизнес блокирует доступ в соцсети с рабочих компьютеров лишь в 15% небольших компаний. Какие-либо правила поведения в соцсетях существуют в 44% компаний численностью менее 50 человек, и там вообще нет никаких ограничений и правил поведения в соцсетях.

Однако в большинстве своем работники и так понимают свою ответственность перед работодателем в момент общения в соцсетях. 93% работников сообщили, что их поведение в соцсетях "никак не пересекается с трудовыми интересами" и "в соцсетях предпочитают общаться корректно".

Лишь 2% пользователей соцсетей в возрасте старше 18 лет сталкивались с претензиями работодателей. И основные нарекания касались как раз тех моментов, которые пытаются регламентировать запретами работодатели. Чаще всего сотрудникам попадает за неосторожные высказывания в сети. "Оставила критический комментарий относительно непартнерского поведения. Как выяснилось, это был знакомый директора", — такую причину назвала одна из сотрудниц, признавшаяся, что с нареканиями работодателя ей пришлось сталкиваться.

Однако, как отмечается в исследовании, любая посторонняя активность в соцсетях в рабочее время может стать наказуемой. Вот один из комментариев: "Однажды выложила фотографию с рабочего места с хэштегами "скучно на работе"… Потом уволили". Некорректные высказывания в адрес работодателя могут получить неприятное продолжение: "Увольняясь, написала отзыв о компании на соответствующем сайте. Так меня чуть по статье не уволили". 

Ольга Колтунова