Эксперты призывают не экономить на страховке и сразу обращаться к украинскому консулу.
По сообщениям многих туроператоров — украинских и зарубежных, — теракт в Тунисе и череда нападений боевиков «Исламского государства» во Франции, Кувейте и Египте очень ударил по туризму, причем не только в упомянутых странах, но и в некоторых других, где политическая ситуация остается нестабильной.
Об этом сообщает Хроника.инфо со ссылкой на Сегодня.
Да и природные катаклизмы, как землетрясение в Непале, тоже никто не отменял… Многие украинцы сейчас просто боятся выезжать за рубеж — главным образом потому, что не знают, как себя вести в экстремальных ситуациях. Корреспонденты «Сегодня» пообщались с турагентствами и страховщиками и узнали, что делать, если за пределами Украины вас настигла беда.
НЕ ВСТРЕТИЛИ. Временами в странах, где не очень развит туризм (например — в Азии или Израиле), после выхода из самолета и прохода таможенного контроля люди не могут найти своего туроператора. Волноваться в таком случае не стоит: нужно найти стойку своего туроператора, и все узнать у него. В случае если такой стойки нет, у вас должен быть номер туроператора, или, в крайнем случае, — номер турфирмы, у которой вы оформляли путевку. «Клиент может позвонить нам, мы перезваниваем оператору и связываем их между собой. Но это редкое явление: туроператоры достаточно обязательны. Бывает, что машина застряла в пробке и не успела», — говорит сотрудница киевской турфирмы Оксана.
СПАСАЕТ СТРАХОВКА. Совсем другое дело, если во время пребывания в стране с вами случилось ЧП. К примеру, отравление в гостиничном ресторане или каком-нибудь заведении. В таком случае нужно сразу звонить в страховой ассистанс: его номер указан на полисе. Пытаться требовать компенсацию от гостиницы или кафе практически бессмысленно — для этого нужно обращаться в суд и доказывать, что вы испортили пищеварительную систему именно здесь, а не скушали, скажем, испорченный фрукт на улице. «На полисе указано, как именно вы можете связаться с ассистансом, — объясняет представитель крупной страховой компании Александр Мельничук. — По телефону, по электронной почте или по мобильному приложению. Консультант свяжется с вами и решит, страховой это случай или нет. Но даже если это не страховой случай, консультант все равно поможет — расскажет, куда стоит обращаться, но платить придется самому».
Перечень страховых случаев указывается при оформлении страховки — от насморка до серьезных несчастных случаев. Стоит полис относительно недорого: средний, на семь дней, обойдется в 500 грн. Причем компания может оказывать самые неожиданные услуги. «К примеру, у нас есть такая услуга: если за рубежом находится мать с ребенком, и матери требуется медицинская помощь, компания покрывает перелет ребенка в Украину либо перелет к ребенку кого-то из близких родственников, чтобы не оставлять его одного, — говорит Мельничук. — Такое же есть и в рабочих поездках — если специалист заболел, мы покрываем переезд на место другого специалиста».
Кроме того, можно оформить страховку и на другие случаи: например, компания может компенсировать потерю багажа, что тоже оформляется сразу. Досрочное возвращение тоже прописано в полисе. Существует, впрочем, и франшиза: когда турист покрывает часть расходов самостоятельно. Но и турагенты, и страховщики говорят: экономить на страховке не стоит, ведь при стоимости тура в несколько тысяч долларов лишняя сотня уже несущественна, но отлично поможет при ЧП.
Читайте также: Большинство студентов Украины голосуют за обучение заграницей
ЗВОНИТЕ КОНСУЛУ. В случае форс-мажора вам не помогут ни туроператор, ни страховая компания — как в типовом договоре, так и в полисе есть пункт о том, что при стихийных бедствиях или терактах они снимают с себя ответственность за вашу жизнь и здоровье. И дальше есть два варианта. Во-первых, оформить специальный полис (стоит в 2—3 раза дороже), где будут учтены все обстоятельства: от цунами до заложенной бомбы. Во-вторых, звонить в консульство. «Когда вы приезжаете в другую страну, на телефон приходит сообщение с номерами и адресами украинского консульства, — рассказывает Оксана. — Сохраните смс и обращайтесь в него при всех обстоятельствах, не связанных со здоровьем. Основная проблема, которая может произойти и с которой чаще всего сталкиваются туристы — это потеря паспорта. В консульстве вам выдадут справку, с которой вы сможете улететь из страны и вернуться обратно».