В 4 часа утра 7 мая самолет Ил-76, отправившийся еще 29 апреля для эвакуации украинцев из Непала, приземлился в Борисполе. Из Катманду на нем вылетело 99 человек, включая прибывших из Киева журналистов, спасателей, дипломатов и иностранцев из Грузии, России, Франции и других стран. Похоже, что на борту было меньше 70 переживших основное землетрясение в Непале 25 апреля.
Военно-транспортный самолет ломался, застрял на несколько дней в Дели и даже после вылета из Непала совершал технические посадки в Дели и Баку. Процесс эвакуации был "проколом", признал сам и.о. председателя Государственной службы по чрезвычайным ситуациям (ГосЧС) Украины Зорян Шкиряк на сегодняшнем ночном брифинге в Борисполе. Он пожаловался, что не было единого центра управления и четкого взаимодействия между ГосЧС и Минобороны, однако добавил: "Ни у кого не получится сделать из меня козла отпущения. Ответственно заявляю, что Государственная служба по чрезвычайным ситуациям не имела ни одного прокола в этой поездке".
По словам господина Шкиряка, ГосЧС предлагала альтернативный вариант эвакуации 27-28 апреля: "Я говорю совершенно ответственно: он был в 2-3 раза дешевле, чем тот, который уже состоялся". Скорее всего, имеется в виду несостоявшийся чартер Atlasjet из Стамбула, о котором заговорили после первой поломки Ил-76 в Дели.
Между тем большинство наблюдателей уверено, что главным проколом была поездка самого Шкиряка, лишь недавно пришедшего в ведомство, с целью поруководить на месте и попиариться на катастрофе при участии полутора десятков взятых с собой журналистов. Много шума наделала и информация о том, что Зорян Шкиряк взял на борт Ил-76 и свою подругу – тренера по йоге.
Бывший генконсул Украины в Стамбуле Богдан Яременко подсчитал: "7,4 млн грн. – 5,2 тыс. долларов США на одно эвакуированное лицо. Если бы половину этой суммы предоставили посольству Украины в Дели, то всех граждан можно было бы на несколько дней раньше эвакуировать бизнес-классом". А в экономклассе flydubai билет из Катманду в Киев на 5 мая за сутки до вылета можно было купить всего за 558 долларов. Столько же стоил один час стоянки Ил-76 в аэропорту Дели, продолжавшейся несколько дней.
Украинка Татьяна Остапенко рассказала телеканалу "24", что вместе со своим парнем вернулась из Непала еще 1 мая именно c flydubai. "Аэропорт был закрыт и принимал только гуманитарную помощь. Затем пустили регулярные рейсы по расписанию. Но все говорили, что не надо туда идти, потому что там километровые очереди и люди от жары теряют сознание. Поэтому когда мы услышали об украинском самолете, появилась надежда выбраться", — сказала она.
Однако после нескольких ночей в палатке в ожидании украинского самолета и возобновления регулярных рейсов из Катманду госпожа Остапенко решила улететь самостоятельно: "Мы билеты купили еще осенью за 700 долларов, а затем цена снизилась. Поэтому обмен билетов нам ничего не стоил. Если бы мы покупали билет в тот же день на месте, то его цена бы было где-то 400 долларов. В нашем самолете было достаточное количество свободных мест. Но мне кажется, что основная проблема у людей была в средствах. Лоукосты не меняют бесплатно дату билетов. Другие туристы нам говорили, обмен билетов почти равен цене нового билета. И тот, кто не имел достаточно денег, были вынуждены ждать или украинского самолета, или другой помощи".
Тем временем украинский журналист Евгений Ихельзон, который оставил работу в СМИ и уже несколько лет занимается организацией путешествий под брендом "Я люблю Азию", встретил в Непале 5 мая очередную группу своих туристов, отправившихся в страну уже после землетрясения.
"Обстановка полностью нормализовалась. Подземных толчков даже малой интесивности нет уже около 3 суток. Страна подсчитывает ущерб, службы проводят оценку повреждений в зданиях, которые устояли. Поисково-спасательные работы прекращены по всей стране. Найти живых не представляется возможным. Спасатели едут домой. Завалы будет разбирать непальская армия и волонтеры. Дорога в сторону Тибета частично разрушена в результате оползней. Остальные дороги в порядке. Приезжайте в Непал, вас там ждут. Это тоже ваша помощь Непалу", — написал господин Ихельзон 6 мая на своей фейсбук-страничке. А 3 мая он высказался так: "Люди, живущие неделю в палатке возле консульства, – либо невменяемые, либо паникеры 10-го уровня. В Катманду все работает, есть свет и вода, интернет, полно еды. Есть возможность уехать и улететь".
Так или иначе, затея послать в зону землетрясения тяжелый военный самолет обернулась провалом, который, как стоит надеяться, не повторится в случае необходимости эвакуации украинцев из другой страны. Кстати, тяжело пострадавший в результате землетрясения украинец остается в непальской больнице, потому что врачи запретили транспортировать его на Ил-76.